ШаблоныТарифыПартнерамНовостиПомощьПосмотреть сайты

Кто удовлетворяет, тот побеждает. Основы юзабилити сайтов

Почему одни сайты приносят больше клиентов, чем другие? Одни популярны и с удовольствием рекомендуются, а другие вызывают раздражение при использовании, дают низкую конверсию и высокий показатель отказов? Наиболее вероятный ответ и ключевая характеристика веб-сайта, влияющая на предпочтения пользователей, — это юзабилити, то есть удобство использования.

Что такое удобство, когда речь идет о сайте? Это быстрота, результативность и удовлетворенность, с которыми ваш пользователь может решить определенные задачи (купить товар, найти ваши контактные данные, получить информацию о ваших услугах и т.п.) на сайте. Юзабилити показывает, насколько легко и полноценно ваш целевой пользователь удовлетворяет свои ожидания и получает то, что ищет при посещении вашего сайта. Если вы облегчаете пользователю жизнь — вы получаете его. Если нет — он уходит.

Юзабилити напрямую влияет на конверсию сайта и на лояльность пользователей.

Представьте, что вы очень устали и у вас есть 5 минут на отдых. Перед вами 2 дивана: один стоит на открытом пространстве, а второй — в центре лабиринта. Для достижения цели (отдохнуть) в первом случае требуется 1 действие: сесть; а во втором — 2 (пройти лабиринт и сесть). На какой из диванов вы сядете? Первый диван — это сайт с высокой юзабилити, второй — с низкой. Ваш выбор — это и есть конверсия.

Главный закон юзабилити

Не заставляйте пользователя задумываться о том, что должно быть очевидным и выполняться интуитивно!

Например, о том, куда кликнуть, чтобы купить товар, как перейти на главную страницу сайта или как с вами связаться. Пользователь не должен тратить ни милисекунды на то, чтобы разобраться, где он находится, откуда следует начинать и куда перейти дальше. Иными словами, чтобы веб-страницы были эффективными, их нужно создать простыми и понятными.

Правило восьми секунд

Принято cчитать, что у вас есть всего 8 секунд, чтобы завоевать внимание пользователя — за это время он принимает решение, остаться на сайте или покинуть его. На практике, конечно, это время зависит от многих факторов. Но ключевая мысль непреложна: сможет ли посетитель вашего сайта за несколько секунд понять: кто вы? чем вы занимаетесь? что вы предлагаете? зачем ему находиться на вашем сайте?

Из чего складывается юзабилити?

Юзабилити зачастую работает подсознательно: пользователь обычно не задумывается о том, что его раздражает на вашем сайте. Он просто покидает его, не объяснив, почему. Вы не можете заставить его остаться, но вы можете улучшить сайт, чтобы им было комфортно пользоваться:

  • Расположение элементов веб-страниц должно быть ожидаемым: логотипа, контактных данных, меню навигации, кнопок, блоков информации и др.
  • Структура сайта должна быть логичной, навигация — простой и предсказуемой.
  • Вид кнопок и гиперссылок должен ясно показывать, что на них можно нажать.
  • Форматирование текстов: шрифтов, заголовков, текстовых блоков, акцентов — должно быть комфортным для восприятия.
  • Оформление страниц и их элементов должно облегчать восприятие информации, а не препятствовать ему.
  • Иконки и изображения — должны соответствовать тексту, который они иллюстрируют.

Об удобстве интерфейсов на сервисе UMI.ru мы уже позаботились: все шаблоны тщательно спроектированы с учетом законов юзабилити. Создав сайт и наполнив его информацией, вы получаете изначально удобный для использования продукт. Однако, даже на готовом сайте есть факторы, которые зависят исключительно от вас. Мы надеемся, что ваш бизнес будет успешно развиваться, и вместе с ним — ваш сайт. И тогда понимание принципов юзабилити поможет вам добиться лучших результатов.

Как самостоятельно измерить юзабилити

Сразу плохая новость: не пытайтесь делать выводы о юзабилити вашего сайта, исходя из личного опыта и опираясь на собственную логику. Скорее всего, интерфейс покажется вам удобным, поскольку ваш взгляд «замылен», вы слишком много о нем знаете. Поверьте, не все люди думают так же, как и вы, знают то же, что и вы, и используют интернет тем же способом, что и вы.

А вот и хорошая новость: есть несколько способов самостоятельно получить действительно объективные данные.

1. Самостоятельное тестирование

Составьте список ключевых пользовательских сценариев, исходя из задач вашего сайта.

Например, для интернет-магазина сценарий может быть таким:

  • начиная с главной страницы, найти товар «A»
  • сравнить его цену и характеристику «N» с товаром «B»
  • узнать стоимость и срок доставки
  • оформить заказ на тот товар, у которого цена ниже, а характеристика «N» больше.

Для сайта компании распространен такой сценарий:

  • узнать, оказывает ли компания услугу «X»
  • как называется компания
  • сколько лет компания работает на рынке
  • есть ли офис в городе «Y»
  • найти номер телефона компании.

Попросите нескольких человек самостоятельно выполнить эти задания (то есть не задавая вопросов при выполнении).

Респондентом может быть кто угодно, при условии, что он:

  1. Не участвовал в создании сайта
  2. Близок к портрету вашей целевой аудитории

Великолепно, если вы сможете записать на видео все действия и реакции респондента во время тестирования: перемещения и клики мыши по монитору, выражение лица, голос — это даст вам бесценную информацию для анализа удобства сайта. Это можно сделать при помощи специальных программ, например, Silverback (англоязычная программа для Mac OS, стоит около $30, бесплатный период 30 дней).

В ходе тестирования замерьте, сколько времени и сколько кликов потребовалось респондентам для выполнения заданий. Очень полезно провести аналогичное тестирование на сайтах ваших конкурентов или успешных сайтах вашего сегмента и сравнить результаты.

2. Веб-аналитика

Понять, насколько удобен ваш сайт пользователям, помогут сервисы сбора статистики — такие, как Google Analytics и Яндекс.Метрика. С их помощью вы получите данные о кликах, маршрутах перемещения (включая отклонения от курса и возврат), точках входа и выхода пользователей, действиях, приводящих к выполнению поставленных вами целей (например, оформление заказа или скачивание файла) на вашем сайте, степени привлекательности различных страниц, контента, ссылок и кнопок — и множество других данных. Вы увидите, что составляет сложность для ваших пользователей, что их преграждает путь к поставленным вами целям и какие элементы сайта следует усовершенствовать.

Для того, чтобы начать собирать данные, зарегистрируйтесь на сервисе статистики, получите код счетчика и вставьте его в нижнюю часть сайта (подробная инструкция).

Продолжение следует...

В статье использован материал:

User Effect "Converting The Believers"
usereffect.com/download/converting-the-believers.pdf