С термином «поведенческие факторы на сайте» знаком любой SEO-оптимизатор. Поисковые системы учитывают этот показатель и придают ему первостепенную значимость. Под поведенческими факторами подразумевается не что иное, как поведение посетителей на веб-ресурсе. И от него зависят шансы сайта попасть в ТОП Яндекса или Google. Посмотрим, что включает в себя это понятие и как улучшить поведенческие факторы на сайте.
Как классифицируются поведенческие факторы
«Кликовые»
Отражают взаимодействие пользователей с вашим сайтом в поисковой выдаче ― переходят ли они на сайт, увидев его в поиске, или листают дальше.
Кликовые поведенческие факторы формируются сниппетом сайта. Речь о том, как выглядит площадка в поиске Яндекс, Google, Yahoo или любых других систем — его заголовок, описание и прочая информация в поисковой выдаче. Чем лучше составлен сниппет и чем он привлекательнее в глазах людей, тем больше они будут кликать на него (выше CTR) и тем выше поднимут его поисковики в выдаче.
Еще один кликовый фактор — возвращение в поиск того же посетителя по тому же запросу. Если человек искал информацию «как создать сайт самому», перешел на какой-то ресурс, затем закрыл его и вновь ввел эту ключевую фразу в поиске, начал просматривать другие результаты, значит, первый источник оказался для него недостаточно информативным. Поисковые системы учитывают все эти нюансы и снижают позиции сайта, не способного удовлетворить запросы пользователей, отдавая предпочтение в ранжировании таким ресурсам, после посещения которых не нужно искать информацию в других местах.
Внутренние
Таких факторов очень много. Вот основные:
-
Глубина просмотра сайта.
-
Процент отказов (уходов с ресурса).
-
Взаимодействие посетителей с сайтом (кнопками, формами и т. п.).
-
Время, проведенное на ресурсе.
-
Возвращение пользователей на сайт.
Все эти факторы учитываются поисковыми системами в совокупности. Это значит, что, если люди быстро уходят с вашего ресурса, не оформляют заказов и редко возвращаются на него, позиции в поиске будут не самыми лучшими, и стоит уделить внимание улучшению поведенческих факторов на сайте.
В зависимости от сферы бизнеса, процент отказов может быть высоким и никак не влиять на ранжирование. Например, если пользователь ищет телефон службы такси. Вот, он его нашел, записал за несколько секунд и закрыл страницу. Подобные исключения редки, но все равно учитываются поисковиками. В других же случаях, лучше снижать % отказов до минимума.
Тонкости поведенческих факторов
Один из важнейших поведенческих факторов — средняя длительность пользовательского сеанса на сайте.
Если человек зашел на сайт и вышел менее чем через 5 секунд, значит, площадка визуально очень плохо выглядит (некрасивое оформление, слишком мелкий шрифт, много рекламы, отсутствие оптимизации и т. д.), не выполняет своих функций, препятствует поиску информации или же не соответствует ожиданиям посетителя. Такое может быть, когда сайт показывается в поиске по нерелевантным своему содержимому запросам.
Аналогичная ситуация, Когда на сайте проводят от 5 до 10 секунд в среднем, на нем есть необходимые данные, но либо не в полном объеме, либо трудночитаемые. Если тексты не отформатированы, не разбиты на подзаголовки, не имеют маркированных списков, их сложно читать.
Чем больше времени человек проводит на веб-ресурсе, тем лучше будут поведенческие факторы. И наоборот.
Количество просмотренных за один сеанс страниц тоже играет важную роль. Если человек зашел на сайт, посмотрел одну страницу, а потом отлучился на полчаса или больше, вернулся и продолжил взаимодействовать с ресурсом, это уже будет считаться вторым сеансом. Высоким показателем считается, когда пользователь за один сеанс перешел, как минимум, на 3 разных страницы.
Чтобы конвертировать новых пользователей в постоянных, задействуйте код ремаркетинга, пиксель. Так вы можете собрать данные о посетителях и затем вернуть их на свой ресурс через таргетированную рекламу, контекстные объявления или рассылки.
Актуальные показатели поведенческих факторов вы получите из любой системы веб-аналитики. Если на вашей площадке установлены счетчики Google Analytics или Метрика, вам будут доступны все соответствующие данные.
Как улучшить поведенческие факторы
Улучшить этот показатель не так сложно. И речь не идет о накрутка поведенческих факторов на сайте, за которую он попасть под фильтры поисковых систем. Всё можно сделать цивилизованно, в рамках правил и норм.
Если говорить о кликовых факторах, в первую очередь, поработайте над мета-тегом title ― именно он используется в заголовке сниппета. Как показывает практика, его кликабельность повышают, например, факты и цифры в заголовке. Предположим, «7 лучших смартфонов 2018 года. Видеообзоры и сравнения». Когда человек видит подобный заголовок в поисковой выдаче, он охотнее на него кликает, органически улучшая поведенческие факторы.
В отдельных случаях Яндекс и Google формируют сниппеты автоматически на основе заголовков в статье или мета-тега description. Поэтому не забывайте прописывать последний, взяв на вооружение те же рекомендации, что и для title. Только описание может быть более объемным.
Чтобы пользователь не искал другую информацию по запросу, который привел его на вашу площадку, постарайтесь ему предоставить исчерпывающие данные и ответы на все его вопросы. Только так он не вернется в поисковик с тем же вопросом, а для поисковых систем это будет сигналом, что ваш сайт информативен и релевантен интересам пользователей, поэтому его стоит ранжировать выше остальных.
Для улучшения внутренних поведенческих факторов сайта необходимо, прежде всего, поработать над качеством его содержимого. Речь идет не только о дизайне, но и обо всех элементах ресурса и его контенте. Особое внимание стоит уделить текстам и изображениям. Статьи должны полностью раскрывать тему, которой интересуется пользователь, перешедший на сайт из поисковой системы. Язык должен быть простым и понятным для всех, с подзаголовками, картинками, видео, таблицами, цитатами.
Хорошо, если ваши статьи будут перелинкованы между собой, то есть с одних страниц будут стоять ссылки на другие. Это напрямую влияет на SEO-продвижение и улучшает поведенческие факторы. Читая одну публикацию, человек видит, что есть дополнительная информация, которая раскрывается в другой статье. Кликая по ней и перейдя на другую страницу сайта, он дольше находится на ресурсе и взаимодействует с ним.
Кроме этого, вы улучшите поведенческие факторы:
- ускорив загрузку веб-ресурса,
- адаптировав его для мобильных устройств,
- разработав хороший дизайн
- проработав юзабилити.