ТЗ ― это техническое задание, в котором заказчик прописывает требования и пожелания к выполнению проекта. Оно может быть произвольным, когда вы просто указываете в текстовом документе всё то, что должен сделать исполнитель, или составленным по конкретному шаблону, брифу. Рассмотрим каждый вариант, чтобы вы понимали, как это работает, и могли сделать выбор.
Пишем ТЗ в свободной форме
Не самый профессиональный, но один из простейших способов составления задания. Создайте текстовый документ на ПК или в Google Docs, откройте его и записывайте свои мысли: каким должен быть текст на выходе, как вы это себе представляете.
Рекомендуем избегать неопределенности и указывать побольше конкретики:
- Тематика текста.
Обозначьте тему статьи. Допустим, строительство или IT-технологии. Это сразу отсеет тех копирайтеров, которые не владеют данной тематикой.
- Вид текста: продающий, информационный, SEO-оптимизированный, смешанный.
Это обязательный пункт, так как от вида текста зависит и его содержание, и размер оплаты за него. Если вам нужна продающая статья, она должна разрабатываться с учетом потребностей целевой аудитории, если информационная — быть содержательной с фактической точки зрения и написанной хорошим слогом, если для поисковиков — содержать ключевые слова и т. д.
- Объем текста.
Данный фактор зависит от того, где будет размещаться контент и с какой целью он создается. Если это лендинг, достаточно будет нескольких продающих абзацев, если блог — нужна статья на несколько тысяч знаков. Для продаж много слов не требуется, а вот для оптимизации под Яндекс или Google парой предложений уже не обойтись. Подойдет только объемная статья.
- Структура текста.
Если вы не хотите получить в результате сплошную простыню из букв, пропишите в ТЗ требования к структуре: статья должна быть разбита на абзацы по 3–6 строчек, на каждые 1500 или 2000 знаков нужно добавлять маркированный список с перечислением характеристик, преимуществ или чего-либо еще, использовать подзаголовки, а если будет уместно, то составлять таблицы и вносить туда соответствующие данные.
- SEO-параметры.
Если вам нужны оптимизированные тексты, пропишите те параметры, которые для вас имеют значение. Например, укажите ключевые слова, количество их прямых и непрямых вхождений, допустимую водянистость текста, нужно ли дополнительно прописывать краткое описание и т. д.
- Уникальность текста.
Один из важнейших критериев качества. Скопированные из интернета статьи никому не нужны, так как они уже работают ресурс-первоисточник, а для других пользы не принесут. Поэтому важно разрабатывать собственный контент, уникальность которого будет близка к 100% по версиям тех или иных систем антиплагиата (при составлении ТЗ копирайтеру укажите, в каких конкретно сервисах или программах он должен будет проверять данный параметр и какие настройки выставлять). Уникальные публикации лучше воспринимаются не только людьми, но и поисковыми системами.
- Описание целевой аудитории.
Если текст предназначается для живых пользователей и должен их мотивировать совершить конверсионное действие, обязательно дайте характеристику своей целевой аудитории. Распишите, что это за люди: их пол, возраст, интересы, семейное положение, профессия, материальный достаток, место проживания и всё в таком роде. Чем больше информации вы предоставите копирайтеру о ваших потенциальных клиентах, тем явственнее он себе сможет представить, как именно нужно писать и как будут реагировать читатели на его текст.
- Сроки написания текста.
Даже если задача несрочная, все равно обозначьте конкретные сроки для исполнителя. Он должен понимать, что в течение нескольких дней текст должен быть написан и сдан на проверку. В противном случае фрилансер может заняться другими более срочными проектами, а ваш отложить в долгий ящик.
- Размер оплаты.
Размер вознаграждения, конечно, лучше указать в самом проекте, при условии, что вы размещаете его на бирже фриланса. Но если вы забыли об этом или ищете копирайтера другими способами, не забудьте добавить в ТЗ пункт, где будет указан размер оплаты за 1000 знаков или статью целиком.
Заполняем бриф на копирайтинг
Еще один неплохой вариант для постановки задачи копирайтеру. В интернете существует множество различных брифов. Это такие опросники, в которых указаны вопросы со стороны исполнителя. Вы, как заказчик, должны дать на них развернутые ответы, которые будут затем использоваться при написании текстов.
Мы решили сэкономить ваше время и загрузили несколько подходящих брифов:
Если у вас назрела необходимость обратиться к копирайтеру, можете скачать брифы, заполнить их и выслать кандидату.
Брифы структурированы и затрагивают основные моменты, поэтому исполнителю все должно быть понятно. Но если вернуться к ТЗ в свободной форме, не стоит его расписывать на несколько сплошных страниц. Чем больше букв в задании, тем меньше будет желающих его выполнить. Лучше найти золотую середину, когда задание расписано подробно, но лаконично, без ухода в рассуждения.
Прислушайтесь к нашим рекомендациям, и вы избежите недоразумений с копирайтером и разногласий в видении итогового результата. Составляйте ТЗ правильно!