Подпишитесь на уведомления и узнайте первыми об акциях.

ШаблоныТарифыПартнерамНовостиПомощьПосмотреть сайты

Азы веб-аналитики: что скажет Google Analytics о вашем сайте и его посетителях

Если у вас есть свой сайт, то наверняка вас интересует, насколько хорошо он выполняет свои функции — привлекает пользователей/клиентов и стимулирует их к заказу. Какие объявления приносят лучшие результаты, почему в каталоге не продаётся тот или иной товар, почему клиенты бросают корзину без оформления заказа, с какими сложностями сталкиваются посетители при поиске информации, какой контент их больше всего интересует, часто ли сайт просматривается с мобильных устройств, зависит ли посещаемость от времени суток, работает ли самостоятельная раскрутка сайта?

Всё это и многое другое можно узнать с помощью сервисов веб-аналитики, которые собирают статистику вашего сайта и анализируют её. Изучая эти данные, вы поймёте, чего именно не хватает на вашем сайте, а что следует улучшить. И вас могут ждать сюрпризы.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Сервисы веб-аналитики

Самые популярные сервисы веб-аналитики в рунете — Яндекс.Метрика и Google Analytics. Общий принцип работы у них похож. Владелец ресурса регистрируется в системе, получает код отслеживания и размещает его на своём сайте, после чего система начинает собирать статистику.

При каждом посещении сайта фиксируется множество данных о поведении пользователя: откуда он на него попал (например, из поисковой системы, из рассылки, с другого сайта, из рекламы или прямым входом из браузера), с какой страницы зашёл, с какого устройства смотрел, каким маршрутом перемещался, сколько страниц просмотрел и сколько времени на них провёл, на какой странице покинул сайт и многую другую информацию. Собираются данные и о самом пользователе: его географическая и языковая принадлежность, пол, возраст и даже интересы. Естественно, все данные анонимные. Система сводит и анализирует все собранные данные, в результате выдаёт подробные отчёты.

Как это работает в 1С-UMI

В сервис 1С-UMI встроена одна из самых популярных и мощных систем веб-аналитики Google Analytics, которая выводит показатели посещаемости сайта прямо в панели управления. Она находится в модуле «Статистика». Включить сбор данных очень просто, подробная инструкция есть в панели управления.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Этот функционал предоставляет базовые данные о просмотрах страниц, количестве пользователей, сеансов и длительности сеансов за нужный период времени в выбранную единицу времени. Для получения расширенной статистики и более глубокой работы с ней перейдите на сайт самой системы Google Analytics.

Основы Google Analytics

Google Analytics расскажет о вашем сайте практически всё. С его помощью вы увидите подробный портрет своей интернет-аудитории, поймёте что она делает на сайте и что её интересует. Чтобы описать все возможности этого сервиса, вероятно, потребуется многотомная энциклопедия. Поэтому мы пройдёмся по самым его основам: с чего начинать и в каком направлении смотреть.

Для работы с Google Analytics нужно знать базовые понятия, которыми оперирует сервис:

  • Пользователь в представлении Google Analytics — это человек, который зашёл на сайт. Конечно, система не видит самого «человека». При заходе на сайт она фиксирует лишь метку (cookie), привязанную к его браузеру. Это значит, что если вы открыли сайт на работе, а потом зашли на тот же сайт с домашнего компьютера, то система зафиксирует вас как двух пользователей.

  • Сеанс — это промежуток времени между входом пользователя на сайт и выходом с него. Один пользователь за день может совершить несколько сеансов: зайти на сайт, уйти с него, снова вернуться. В этом случае Google Analytics за один день посчитает одного пользователя, но несколько сеансов. Все пользовательские сеансы обнуляются ежедневно в полночь.

  • Новые сеансы — это посещения, совершённые впервые. Низкая доля новых сеансов по отношению к вернувшимся означает, что у сайта есть постоянная аудитория, которая возвращается на сайт. Этот показатель важен для информационных ресурсов. А рост числа новых сеансов говорит о росте заинтересованности к сайту, привлечении новой аудитории. Кроме того, могут наблюдаться всплески роста числа новых сеансов – как сезонные, так ответом на рекламные кампании.

  • Показатель отказов – это количество сеансов с просмотром только одной страницы сайта. Иными словами, это доля тех посетителей, которые только попали на сайт и сразу же ушли с него. Это может означать, что сайт производит плохое впечатление на пользователей, не соответствует их ожиданиям или они не понимают, как найти на нём интересующую информацию. Это может также говорить о неграмотно проведённой рекламной кампании, где содержимое сайта не соответствует продвигаемым запросам, а значит и потребностям аудитории. Поэтому, если доля отказов высока, то вероятно, вам следует задуматься над удобством сайта и качеством его контента.

    В некоторых случаях высокий показатель отказов может быть и позитивным маркером: пользователи сразу на входной странице находят нужную им информацию или товар, видят ваш телефон и звонят вам. Ну и не стоит волноваться при высоком показателе отказов на лендинге — когда сайт состоит из одной страницы, больше 1 страницы за сеанс посетить попросту нельзя.

  • Глубина просмотра (страниц/сеанс) — количество страниц сайта, просмотренных пользователями за 1 сеанс.

  • Длительность сеанса — продолжительность 1 пользовательского сеанса.

Что покажет Google Analytics

Войдя в Google Analytics, вы увидите страницу с общим обзором посещаемости и аудитории вашего сайта. По умолчанию отображаются данные за последний месяц, но интервал можно изменить на любой другой, например, посмотреть статистику за последний год или неделю. Можно даже сравнить данные за 2 разных периода — например, декабрь текущего года с декабрём прошлого. Для этого воспользуйтесь флажком «Сравнить с» и укажите нужный интервал. Система построит два графика и наглядно сравнит статистику за оба периода.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Настоящая сокровищница Google Analytics — это возможность не просто видеть статистику, но и сопоставлять различные виды данных, чтобы анализировать взаимосвязь между ними. Например, можно сопоставить посещаемость страниц каталога с географией пользователей — и сделать вывод о том, какие товары популярны у посетителей в зависимости от их местоположения. Или посмотреть, какие возрастные группы посещают сайт в различное время суток. Это, в свою очередь, даст понимание о том, как лучше настраивать продвижение тех или иных предложений.

Если нужных вам данных нет в отчёте по умолчанию, то можно их добавить. Для этого в таблице данных нажмите «Дополнительный параметр» и выберите интересующую категорию данных, после чего она появится в таблице в виде нового столбца.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Кто посещает ваш сайт

Раздел «АУДИТОРИЯ — География» продемонстрирует, жители каких стран, городов и какой языковой принадлежности посещают ваш сайт. Если ваш бизнес привязан к городу, то важно, чтобы основная часть посетителей принадлежала к соответствующему городу. Чтобы добиться этого, прописывайте город в ключевых словах при поисковой оптимизации (в мета-тегах, заголовках и контенте сайта), учитывайте локализацию в настройках контекстной рекламы и давайте чёткое понимание посетителям о локализации компании (явно указывайте город и телефонный код в контактах, уточняйте в контенте и названии сайта).

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Раздел «АУДИТОРИЯ — Демографические данные» даёт полово-возрастной портрет вашей аудитории. Сопоставив их с другими данными, вы увидите различия в поведении разных групп пользователей. Например, какая возрастная группа переходит больше из органической поисковой выдачи, какая — из контекстной рекламы, а какая — с других сайтов, и есть ли связь этих данных с глубиной и длительностью просмотра; кто сколько времени проводит на сайте и сколько страниц изучает; какие страницы сайта популярны у мужчин, а какие — у женщин; какими маршрутами перемещаются по сайту разные группы и на каких страницах покидают сайт. Можно даже узнать, какими брендами мобильных телефонов пользуются те или иные группы пользователей и коррелирует ли это с их лояльностью.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Раздел «Мобильные устройства» покажет, с каких именно устройств приходят посетители на ваш сайт. Сопоставив эти данные с другими показателями, вы получите важную аналитику. Например, если показатель отказов резко завышен на устройствах Android, то стоит проверить работоспособность сайта и доступность контента на них. А если, например, пользователи определённого устройства показывают более высокую глубину просмотра при заходах с контекстной рекламы, то имеет смысл адресовать рекламное сообщение именно им, это может стимулировать их к покупке.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Откуда приходят посетители

Раздел «ИСТОЧНИКИ ТРАФИКА» предназначен для сбора данных о том, откуда пользователи переходят на ваш сайт: прямым заходом из браузера (direct, когда пользователь набрал адрес вашего сайта в адресной строке), из органической выдачи поисковых систем (оrganic, результат поисковой оптимизации), из контекстной рекламы (cpc) или по ссылке с других сайтов (referral).

Перечисленные источники определяются системой автоматически. Если же нужно увидеть посещения из других источников, не заложенных в системе по умолчанию, — это тоже не проблема. Так, например, можно отследить количество посещений из определённой рассылки, из рекламного объявления, с баннера, из внешней статьи и т.п.

Для этого потребуется создать так называемую «UTM-метку» при помощи специального инструмента-компоновщика. Как это сделать:

  • 1. Идём в компоновщик UTM-меток.
  • 2. Там потребуется ввести адрес страницы, посещения которой мы хотим отслеживать, и заполнить латиницей 2 поля:
    • источник трафика (utm_source) — например, “email” для рассылок, “catalog” для каталогов, “context” для контекстной рекламы и т.д.
    • канал (utm_medium) — это «носитель» вашей ссылки, например, баннер (“banner”), статья (“article”), объявление (“advert”) и т.д.
    • можно также название кампании (utm_campaign), этот параметр используется для сбора данных из разных источников по одной общей кампании. Например, если мы продвигаем какое-то отдельное предложение. Из примера ниже будет понятно. Это поле можно оставить пустым.

Пример. Мы хотим узнать, сколько всего переходов на сайт получаем из рассылок, проведённых через сервис Unisender. Для этого все гиперссылки, ведущие на наш сайт из рассылок, пометим через компоновщик такими UTM-метками: 1) источник трафика — unisender, 2) канал — email. Нажимаем «сгенерировать UTM-ссылку»:

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Таким же образом метим все остальные ссылки, ведущие на наш сайт из рассылки. Получившиеся меченые ссылки вида “http://www.site.ru?utm_source=unisender&utm_medium=email” вставляем в рассылку. Через пару дней после рассылки данные появятся в Google Analytics в разделе «ИСТОЧНИКИ ТРАФИКА — Источник/Канал»:

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Теперь предположим, что нам нужно отследить, сколько переходов дал не весь Unisender, а одна конкретная рассылка, в которой мы продвигали конкретное предложение — в нашем примере это будет продукт UMI.CMS 11. Для этого в компоновщике нам нужно заполнить также поле «Название кампании», назовём её “umicms_11”. Для того, чтобы собрать данные о переходах из рассылки по этому предложению, переходим в раздел Google Analytics «ИСТОЧНИКИ ТРАФИКА — Кампании — Все кампании», и видим все переходы из рассылки, помеченной меткой “umicms_11”. Там же мы увидим переходы по этой кампании по другим источникам и каналам трафика (если они есть и мы не забыли пометить ссылки) — например, по баннеру с рекламной площадки.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

Как ведут себя посетители

Раздел «ПОВЕДЕНИЕ» покажет подробные сведения о том, как ведут себя пользователи на сайте: какие страницы посещают, сколько времени на них проводят, какие действия совершают, сколько времени ждут загрузки страниц, какими маршрутами перемещаются — и даже полностью проследить пути пользователей по сайту.

Сводная информация о том, как перемещаются пользователи по вашему сайту, доступна в разделе «ПОВЕДЕНИЕ — Карта поведения», его копия находится в разделе «АУДИТОРИЯ — Пути пользователей». Этот отчёт можно изучить в различных разрезах: городов, источников трафика, устройств, соцсетей и т.п. Для каждого параметра можно подсветить путь пользователя по сайту и увидеть, как себя ведут пользователи данного сегмента. Например, можно проанализировать, есть ли разница в маршрутах пользователи из поисковиков и из рассылок, или сравнить поведение посетителей из Яндекса и Google.

Бесплатная раскрутка сайта: веб-аналитика

«ПОВЕДЕНИЕ — Контент сайта» один из самых интересных блоков данных в Google Analytics. Здесь можно проанализировать посещаемость страниц и разделов сайта, статистику популярности отдельных страниц, узнать, из каких источников пользователи попадают на определённые страницы и через какие страницы покидают его, сколько времени они проводят на конкретных страницах.

Применяйте веб-аналитику, если занимаетесь раскруткой сайта самостоятельно. Надеемся, что этот материал будет для вас понятен и полезен. А если что-то останется непонятным — спрашивайте в комментариях к статье.