Среди неопытных пользователей существует мнение, что для создания бота в Telegram нужно быть опытным кодером и знать языки программирования. В некоторых случаях это действительно так. Но только тогда, когда бот должен иметь сложный функционал, которым его нельзя наделить при помощи конструктора. В остальных случаях можно обойтись специальными сервисами для создания Телеграм-ботов. Об этих инструментах мы сегодня и расскажем.
![Разработка бота для Телеграма Создание бота в Телеграм](/images/cms/data/blog/01-tg-bot.webp)
Регистрируем своего бота в BotFather
Перед созданием бота нужно зарегистрировать его в BotFather. Это делается для того, чтобы ваш бот мог работать в Telegram. BotFather ― это тоже бот, найти его просто, для этого кликните по данной ссылке, и мессенджер сам откроет с ним диалог. Нажмите внизу кнопку «Запустить».
![Создание и запуск бота в BotFather Регистрация бота в BotFather](/images/cms/data/blog/02-bot-father.webp)
В окне чата отобразятся все доступные команды. Нас интересует /newbot. Можете это ввести вручную или же кликнуть по соответствующей записи прямо в командном списке.
BotFather предложит вам выбрать имя для своего будущего бота. Вводим произвольное.
![Ввод имени вручную для бота в BotFather Подбор имени для бота в BotFather](/images/cms/data/blog/03-text-bot.webp)
Затем необходимо придумать юзернейм боту. Он должен быть уникальным, так как в противном случае регистрация бота будет отклонена. В конце названия обязательно нужно указать приставку _bot.
![Ввод юзернейма вручную для бота в BotFather Подбор юзернейма для бота в BotFather](/images/cms/data/blog/04-text-bot-umi.webp)
После успешной регистрации BotFather пришлет вам сообщение с токеном, который нужно записать где-нибудь у себя и сохранить. В дальнейшем он нам понадобится.
![Получение сообщения с токеном от BotFather Сообщение с токеном от BotFather](/images/cms/data/blog/05-massage-bot.webp)
Теперь переходим непосредственно к созданию самого бота.
Создаем бота с помощью ManyBot
ManyBot — это уникальная разработка в Telegram, которая позволяет пользователям без знаний языков программирования создавать собственные простые боты.
![Создание нового бота в ManyBot Добавление бота в ManyBot](/images/cms/data/blog/06-add-new-bot.webp)
Запускаем ManyBot по ссылке выше и жмем на кнопку «Добавить нового бота».
Затем копируем ранее полученный нами токен в BotFather и вставляем в чат с ManyBot. Жмем на стрелочку отправки сообщения справа или Enter.
Теперь нужно написать маленький текст о том, что будет делать наш бот. В случае, если вы ничего писать не хотите, можно воспользоваться кнопкой «Пропустить».
![Выбор действия бота при работе с ManyBot Действия бота при работе с ManyBot](/images/cms/data/blog/07-text-next.webp)
Получаем сообщение от ManyBot о том, что бот создан и настроен.
![Настройка бота при помощи ManyBot Сообщение о настройке бота от ManyBot](/images/cms/data/blog/08-massege-text.webp)
Кликаем по ссылке с нашим ботом и жмем на кнопку «Запустить».
![Запсук бота при помощи ManyBot Запуск бота от ManyBot](/images/cms/data/blog/09-button.webp)
Сразу открывается окно, где отображается список команд, а внизу удобное меню для добавления функций в бот.
![Перечень команд бота при работе с ManyBot Список команд бота от ManyBot](/images/cms/data/blog/10-menu-bot.webp)
Кликаем по кнопке «Пользовательские команды» и затем «Создать команду».
![Создание команд при работе с ботом в ManyBot Команды для бота в ManyBot](/images/cms/data/blog/11-create-group.webp)
Название команды указываем произвольное, но, чтобы потом было понятно, за что она отвечает. Перед командой обязательно указываем slash в виде /.
![Имя команды для бота в ManyBot Название команды бота при работе в ManyBot](/images/cms/data/blog/12--about-market.webp)
После написания команды жмем Enter или голубую стрелочку справа.
Теперь необходимо добавить то, что вы хотите, чтобы бот присылал пользователю в ответ на введенную команду. Например, какой-то текст или картинку, документ или аудиофайл.
![Отправка сообщения ботом от ManyBot Текст для отправки пользователю ботом от ManyBot](/images/cms/data/blog/13-text-umi.webp)
Текст пишем в поле для этого или копируем откуда-нибудь, а для прикрепления файлов используем значок «Скрепка».
![Сохранение сообщения бота от ManyBot Сохранение информации для пользователя бота от ManyBot](/images/cms/data/blog/14-save-bot.webp)
Изображение отправляется отдельно от текста.
Добавив всю нужную информацию для этой команды, воспользуйтесь кнопкой «Сохранить».
Таким образом можно создавать множество команд, и каждая из них будет отвечать за вывод конкретной информации в виде текста, фото, документов или файлов.
Для проверки работоспособности команды жмем в меню на кнопку «Назад», затем вводим вручную созданную нами команду и нажимаем Enter. В ответ приходит сообщение с тем содержанием, которое мы указали при добавлении команды.
![Проверки работоспособности команды для бота от ManyBot Работоспособность команды бота от ManyBot](/images/cms/data/blog/15-massage-umi.webp)
Однако вводить каждый раз вручную команды как-то неудобно, поэтому можно воспользоваться функцией создания графического меню в ManyBot. Для этого переходим вновь в раздел «Пользовательские команды» и жмем на кнопку «Настроить гл. меню».
![Создание графического меню в ManyBot Графическое меню в ManyBot](/images/cms/data/blog/16-change-menu.webp)
Потом кликаем по кнопке «Добавить пункт меню».
![Создание пункта меню в ManyBot Добавление пункта меню в ManyBot](/images/cms/data/blog/17-add-point.webp)
Выбираем в меню созданную нами команду.
![Выбор команды меню в ManyBot Команда меню в ManyBot](/images/cms/data/blog/18-add-about.webp)
Вводим название пункта меню. Например, «О компании». Можно использовать эмоджи.
![Создание названий пунктов меню в ManyBot Названия пунктов меню в ManyBot](/images/cms/data/blog/19-about-img.webp)
Жмем Enter или по стрелке справа. Видим сообщение, что команда была успешно добавлена в меню. Возвращаемся назад при помощи соответствующей кнопки (2 клика).
В меню теперь есть добавленная нами кнопка, за которой закреплена созданная команда. Попробуем на нее нажать и посмотреть, что получится.
![Работоспособность пунктов меню в ManyBot Использование пунктов меню в ManyBot](/images/cms/data/blog/20-add-about-img.webp)
При нажатии на кнопку присылается та информация, которая ранее отправлялась только при ручном вводе команды. Согласитесь, что так намного удобнее!
С помощью ManyBot можно также создавать опросы, делать рассылку по подписчикам, настраивать автопостинг в канал Telegram, смотреть статистику и т.д. Узнать подробнее обо всех функциях конструктора можно в самом боте, прокрутив меню до пунктов «Помощь» и «Инструкции». Кликайте по ним и изучайте все возможности инструмента.
![Инструкция при работе с ботом Manybot Помощь при работе с ManyBot](/images/cms/data/blog/21-help-but.webp)
Создаем бота с помощью BotMother
Это полноценный веб-конструктор, который позволяет создавать собственных Телеграм-ботов через понятный интерфейс в системе. Сначала здесь нужно зарегистрироваться. Затем мы оказываемся в личном кабинете, где нужно кликнуть по значку «Добавить».
![Добавление бота BotMother Добавление бота с помощью BotMother](/images/cms/data/blog/22-add-add.webp)
![Создание бота BotMother Создание бота с помощью BotMother](/images/cms/data/blog/23-add-new-bot.webp)
Потом кликаем в открывшемся окне по значку «Пустой бот».
Чтобы подключить зарегистрированный нами ранее в BotFather бот, его необходимо сначала удалить из ManyBot. Делается это через команду /deletebot (ввод команды, выбор нужного бота, подтверждение удаления). Либо можно зарегистрировать второго бота и использовать токен от него, оставив первого нетронутым.
Мы пошли по первому пути и удалили нашего бота из ManyBot. Теперь его токен можно использовать для BotMother. Для подключения бота к системе переходим в настройки.
![Настройка бота BotMother к системе Подключения бота BotMother к системе](/images/cms/data/blog/24-settings.webp)
Здесь передвигаем ползунок Telegram вправо, чтобы он стал зеленым, в поле «Токен» вводим полученный ранее в BotFather токен и кликаем внизу по значку «Дискета» для сохранения настроек.
![Сохранение настроек бота Создание и сохранение настроек бота](/images/cms/data/blog/25-tel-token.webp)
Теперь возвращаемся к нашему боту в конструкторе.
Сначала можно добавить текст приветствия для всех пользователей, которые будут запускать ваш бот. Справа находится блок с функциональными блоками. Кликните мышкой по самому верхнему с названием «Текст» и перетащите на стартовый экран.
![Добавление текста приветствия BotMother Текст приветствия для пользователей BotMother](/images/cms/data/blog/26-text-button.webp)
Теперь в текстовом поле пишем наше приветствие. Можно использовать смайлы.
![Текст сообщения для пользователей BotMother Написание текста приветствия в BotMother](/images/cms/data/blog/27-mes-hi.webp)
Чтобы обращаться персонально по имени к каждому пользователю, в текст сообщения нужно добавить конструкцию {{this_user.firstname}}.
Для создания меню перетащим блок «Группа кнопок с подсказками» на тот же стартовый экран, но с расположением под введенным ранее приветствием.
В поле «Текст сообщения» вводим подсказку для пользователя. Например, «Выберите нужный вам пункт меню». А в поле «Введите текст кнопки» указываем короткий текст, который станет названием кнопки.
![Разработка меню в боте BotMother Создание меню в BotMother](/images/cms/data/blog/28-new-mes.webp)
Чтобы добавить еще одну кнопку, кликните по значку с плюсиком.
Теперь нам нужно добавить еще два стартовых экрана, на которых мы разместим информацию, соответствующую созданным ранее кнопкам. Находим внизу страницы сайта кнопку с плюсиком в голубом круге и жмем на нее.
Появляется новый стартовый экран, вводим название, как у кнопки.
![Добавление кнопки меню для бота BotMother Добавление кнопки в BotMother](/images/cms/data/blog/29-about-comp.webp)
Теперь перетаскиваем на этот экран те компоненты, которые на нем должны быть. Например, тот же текст, как ранее, но еще с добавлением фото или других файлов.
![Составление пунктов меню в BotMother Создание блоков в меню BotMother](/images/cms/data/blog/30-about-mes.webp)
Не забываем периодически кликать на кнопку сохранения, которая располагается внизу страницы в виде значка дискеты в зеленом круге.
Создаем второй стартовый экран прежним способом. Называем его, как вторую кнопку.
Опять перетаскиваем сюда нужные компоненты. Текст, фото, локацию, документ или любой другой элемент, что позволяет использовать бесплатный тариф конструктора.
![Разработка стартового экрана в BotMother Создание стартового экрана в BotMother](/images/cms/data/blog/31-tarif.webp)
Мы использовали скриншот наших тарифов на сайте 1C UMI.
Теперь нам нужно связать второй и третий стартовые экраны с кнопками действий в первом. Для этого перетаскиваем компонент «Развилка» на 1-й экран в самый низ.
В пункте «Выберите экран» выбираем «Стартовый экран», затем кликаем по кнопке +. В верхнем поле нужно выбрать второй стартовый экран. Поле «text» оставляем нетронутым, а в поле «Введите значение» указываем точное название кнопки.
Опять кликаем по кнопке с плюсиком, чтобы добавить следующий пункт. Проделываем все то же самое, что и для первого пункта, но выбираем 2-й экран и указываем название для второй кнопки.
![Разработка второго экрана пункта меню BotMother Создание второго экрана в BotMother](/images/cms/data/blog/32-add-something.webp)
Жмем на кнопку «Сохранить». Запускаем бота в Telegram и проверяем, что получилось.
![Проверка работоспособности бота BotMother Проверка результата бота BotMother](/images/cms/data/blog/33-mes-else.webp)
Кликаем по кнопке «О компании» и получаем в ответ сообщение.
![Сообщение от бота BotMother Получение сообщение от бота BotMother](/images/cms/data/blog/34-messages-else.webp)
Но как вернуться назад после этого? А для этого нужно создать соответствующую кнопку. Делается это просто. На второй стартовый экран переносится сначала компонент «Группа кнопок с подсказками», а чуть ниже «Развилка».
В первом блоке пишем подсказку для пользователя, что ему нужно сделать, чтобы вернуться назад, и название самой кнопки.
![Второй экран BotMother Перенос элементов на второй экран BotMother](/images/cms/data/blog/35-come-back.webp)
Во втором блоке «Развилка» делаем все то же самое, что в предыдущих аналогичных компонентах, но среди экранов выбираем «Стартовый экран», а в названии кнопки указываем «Назад».
![Создание блока “Развилка” в BotMother Блок “Развилка” в BotMother](/images/cms/data/blog/36-start-screen.webp)
Сохраняем изменения при помощи значка дискеты в правой нижней части страницы.
Очищаем историю переписки с ботом в Telegram, запускаем его снова. Кликаем по первому пункту меню и после того, как он присылает информацию, видим, что появилась кнопка «Назад», по нажатию на которую происходит перенаправление в главное меню.
![Проверка работоспособности кнопки назад BotMother Проверка кнопки назад в BotMother](/images/cms/data/blog/37-come-back.webp)
Такую кнопку возвращения можно сделать для всех пунктов меню.
![Создание кнопки назад для бота BotMother Кнопка назад для меню BotMother](/images/cms/data/blog/38-tarif.webp)
Простой бот, созданный в BotMother, будет выглядеть в вашем личном кабинете примерно так, как на изображении ниже.
![Вид бота в BotMother Простой бот в BotMother](/images/cms/data/blog/39-shem-bot.webp)
Преимущества и недостатки ManyBot и BotMother
ManyBot иногда «тормозит» и не отвечает на введенные в бот команды. Также при запуске бота, созданного на этом конструкторе, отправляется текстовая реклама от разработчиков.
Что касается плюсов, то тут можно выделить наличие функции рассылки, более или менее понятный интерфейс, абсолютную бесплатность и возможность отслеживать статистику.
![Плюсы бота ManyBot Преимущества бота ManyBot](/images/cms/data/blog/40-chat-bot.webp)
BotMother почти не имеет недостатков, кроме невозможности использовать платные компоненты в рамках бесплатного аккаунта и создания только одного free-бота.
![Плюсы бота BotMother Преимущества бота BotMother](/images/cms/data/blog/41-tariff.webp)
В остальном сервис просто отличный. Много различных функций, понятные цепочки действий, никакой левой рекламы и детальное руководство в форматах текста и видео.