Продвигая интернет-ресурс, важно учитывать множество факторов и обязательно следует знать о возможных санкциях со стороны поисковых систем, так как пренебрежение требованиями поисковиков может поставить под угрозу любые перспективы развития бизнеса.
Оптимизаторы различают несколько типов штрафов, которые могут применятся по разным причинам:
- бан – влечет за собой исключение всех страниц из индекса;
- выборочное исключение отдельных документов из поиска;
- пессимизация – понижение позиций по отдельным или всем запросам.
Все поисковые системы постоянно разрабатывают и совершенствуют алгоритмы, которые призваны очистить выдачу от некачественных и малополезных для пользователя интернет-ресурсов.
Фильтры Yandex
АГС
АГС – один из самых первых фильтров Яндекса. Его главной задачей является исключение из результатов поиска сайтов низкого качества. Эта характеристика распространяется на площадки с неуникальным контентом, заспамленные исходящими ссылками на другие интернет-сайты и рекламными баннерами. Кроме того, он накладывается на ресурсы, которые занимаются продажей ссылок, созданы исключительно для заработка на рекламе и не представляют какой-либо информационной ценности для пользователей.
Основной признак АГС-фильтра – резкое или постепенное исключение страниц из индекса, что приводит к полной потере трафика. Одной из разновидностей этого фильтра является АГС-2015, который накладывается за продажу SEO-ссылок. Его главный признак – обнуление тИЦ (тематического индекса цитирования).
Снятие фильтра АГС – сложная задача даже для опытного оптимизатора. Работы включают несколько этапов:
- чистка площадки от рекламы и удаление всех исходящих ссылок;
- уникализация контента, создание полезных и информативных статей;
- работы по внутренней оптимизации – удаление дублирующихся и мусорных страниц, оптимизация метаданных;
- проработка структуры и концепции сайта, структурирование страниц, удаление малополезных и неинформативных категорий;
- улучшение удобства и дизайна сайта.
После исправления ошибок необходимо отправить сообщение в техподдержку Яндекса, указав, что все существующие проблемы исправлены. Иногда работы могут затягиваться на несколько лет. В таких случаях оптимизаторы рекомендуют вложить средства в создание нового качественного ресурса.
Минусинск
Минусинск был разработан в 2015 году. Его задачей является выявление сайтов, которые используют неестественные SEO-ссылки для продвижения, и понижение их в выдаче.
SEO-ссылки предназначены для влияния на алгоритм поисковой системы. Покупка таких ссылок или их размещение на партнерских ресурсах считается попыткой обмануть поисковик.
Причинами попадания под фильтр могут стать ссылки с некачественных ресурсов (например, площадок под фильтром АГС), большое число коммерческих анкоров (то есть текстов ссылок с ключевыми запросами и коммерческими словами ― “купить” и пр.), ссылочный спам.
Основные признаки Минусинска:
- резкое снижение позиций сайта по большому числу ключевых фраз (на 20-30 пунктов);
- снижение трафика из органической выдачи Яндекса;
- отсутствие сайта в ТОП-10 по витальным запросам, то есть фразам, содержащим только название компании, бренд и пр. без других уточнений.
Проверить наличие санкций можно в разделе «Безопасность и нарушения» в Яндекс Вебмастере.
Алгоритм вывода сайта из-под Минусинска:
-
Провести аудит внешней ссылочной массы.
-
Снять ссылки с некачественных ресурсов, прежде всего, площадок под АГС-фильтром.
-
Снять закупленные ссылки со спамными и коммерческими анкорами (текст ссылки, содержащий явно коммерческие слова, например, “купить”, “продажа” и пр., а также непосредственно ключевые фразы).
-
Написать в техподдержку Яндекса сообщение об устранении проблемы и дождаться переиндексации страниц, на которых ранее были размещены ссылки.
Время вывода сайта из-под Минусинска составляет до 6 месяцев.
Ты последний
Предназначен для борьбы с ресурсами, которые занимаются копированием чужого контента. Основная его задача – понижение позиций сайтов, содержащих неуникальный и низкокачественный контент.
Причинами снижения позиций могут стать:
- неуникальный контент;
- автоматически сгенерированные тексты, не несущие смысловой нагрузки.
Среди основных признаков наложения фильтра:
- резкое падение позиций по всем запросам, выпадение ВЧ запросов за ТОП-100;
- индексация сайта не ухудшается и новые страницы попадают в индекс;
- по цитатному поиску страницы сайта находятся за ТОП-10.
Для снятия санкций необходимо устранить их причину, уникализировав контент, а затем написать в техподдержку Яндекса. Если причина пессимизации устранена, то после обновления позиции восстановятся.
Ты спамный
Ты спамный – санкции в виде понижения отдельных запросов, которые накладываются за переоптимизацию. Причиной понижения становятся тексты и метаданные, перенасыщенные ключевиками, неестественные сочетания в контенте, неправильная внутренняя перелинковка и отсутствие связи содержания страницы с запросами.
Фильтр снимается после устранения его причин в течение нескольких недель (1-2 апдейта).
Баден-Баден
«Баден-Баден» был запущен в марте 2017 года. Его основная цель – выявление и понижение в выдаче сайтов с переоптимизированными и бессмысленными текстами.
Под санкции могут попасть сайты за следующие нарушения:
- переоптимизация контента, использование неестественных ключевых фраз;
- тексты, не несущие смысловой нагрузки и пользы для посетителей;
- наличие скрытого от пользователей контента.
Различают два вида фильтра «Баден-Баден»: запросозависимый и хостовый.
Первый приводит к понижению в выдаче отдельных запросов (коммерческих, связанных непосредственно с продажами, или информационных, обычно нацеленных на поиск информации; последние могут начинаться со слов “как”, “что такое” и пр.). Хостовые санкции применяются ко всему сайту и ведут к его понижению на 20-30 позиций по всем запросам. В этом случае в разделе Яндекс Вебмастера «Безопасность и нарушения» появляется соответствующее сообщение.
Алгоритм выхода из-под «Баден-Бадена»:
-
Удаление старых текстов.
-
Проработка метаданных, устранение переспама.
-
Написание нового уникального и качественного контента.
После работ следует обратиться в техподдержку Яндекса.
Аффилиат
Основная задача – выявление и борьба с ресурсами, которые пытаются монополизировать выдачу. Аффилиатами считаются сайты, которые имеют одинаковое семантическое ядро и принадлежат одной компании или физическом лицу. Как правило, такие группы площадок практически не отличаются друг от друга по оформлению, имеют одинаковые контактные данные и предназначены для заполнения ТОП-10.
Основные критерии, по которым поисковая система определяет аффилиаты:
- контактные данные;
- владелец доменов;
- IP-адрес доменов;
- хостинг-провайдер;
- структура и дизайн сайтов;
- контент и изображения;
- наличие прямых ссылок между сайтами;
- листинг (перечень и описание) товаров и цены.
При наложении данного фильтра в выдаче по группам запросов остается лишь один сайт, остальные ресурсы исключаются из поиска. Кроме того, при Аффилиат-фильтре могут понижаться позиции всех площадок.
Снятие санкций происходит в несколько этапов:
-
Изменение контактных данных (адреса, телефона, email).
-
Удаление взаимных ссылок между ресурсами.
-
Изменение дизайна, структуры и оформления.
-
Перерегистрация доменов на других физических или юридических лиц.
-
Уникализация контента.
-
Перенос ресурсов на разные хостинги и аккаунты Яндекс Метрика и Яндекс Вебмастер.
За накрутку поведенческих факторов
Самый жесткий фильтр Яндекса, главная задача которого – пресечь попытки накручивания поведенческих факторов (например, длительности просмотра страниц), которые проводятся с целью влияния на алгоритмы ранжирования.
Если обнаружены попытки симуляции действий пользователей, накрутка неестественного трафика с помощью ботов, то поисковик накладывает санкции, которые проявляются в резком понижении позиций по всем запросам.
Для снятия фильтра необходимо отказаться от накручивания поведенческих факторов и улучшить ресурс таким образом, чтобы он стал интересным для пользователей. После этого необходимо обратиться в техподдержку Яндекса.
Непот-фильтр
Он накладывается на площадки, которые занимаются продажей ссылок. После наложения санкций обнуляется вес всех исходящих с сайта ссылок и они перестают учитываться при ранжировании.
Основные причины Непот-фильтра:
- большое количество исходящих линков на странице;
- несоответствие контента анкора ссылки содержанию страницы;
- частое изменение ссылок на странице;
- отсутствие текстовых блоков между ссылками.
Для снятия Непот-фильтра необходимо убрать с сайта все исходящие неестественные ссылки. Санкции будут автоматически сняты после переобхода ресурса роботом Яндекса.
За взрослый контент
При обнаружении на сайте контента 18+ поисковик исключает из поиска все страницы, кроме тех, которые связаны с поиском информации «для взрослых». В результате, трафик из Яндекса падает до минимальных значений.
Для вывода ресурса из-под фильтра необходимо очистить его от всего взрослого контента и написать в техподдержку Яндекса. Время вывода, как правило, занимает 1,5-2 месяца.
Фильтры Google
Пингвин
Главная задача Пингвина – борьба с попытками манипуляции внешней ссылочной массы с целью повлиять на алгоритмы ранжирования. Основные причины наложения санкций такого типа – наличие нетематических и нерелевантных ссылок, ссылок со спамными анкорами, а также ссылок с некачественных ресурсов, постоянные скачки в наращивании ссылочного профиля (размещение ссылок на ваш сайт на сторонних ресурсах).
Главные признаки попадания под данный фильтр:
- снижение позиций по целевым запросам и резкое падение трафика из органического поиска;
- медленная индексация и переиндексация сайта;
- попадание страниц в дополнительный индекс Google;
- наличие соответствующего сообщения в Google Search Console.
Для снятия санкций необходимо провести основательный анализ внешней ссылочной массы, снять ссылки с некачественных доноров, с переспамленными и нетематическими анкорами.
Панда
Панда применяется к ресурсам за плохую внутреннюю оптимизацию.
Основные причины санкций:
- наличие неуникального и заспамленного контента;
- частое использование рекламных баннеров;
- наличие нерелевантных заголовкам страниц;
- большое количество дублей и мусорных страниц (не содержащих полезной для человека информации; попасть на них, как правило, можно только из поиска, а не вследствие навигации по сайту);
- плохие поведенческие факторы (высокий процент отказа, низкий показатель времени на сайте).
Признаки наложения фильтра Панда:
- резкое падение трафика из органической выдачи Google;
- падение позиций по всем или части запросов;
- медленная индексация новых страниц.
Для выхода из-под фильтра, прежде всего, необходимо установить причину санкций (например, неуникальные тексты) и устранить ее. После этого следует уделить особое внимание качеству внутренней оптимизации сайта, его дизайну и юзабилити.
Песочница
Sandbox («Песочница» Google) применяется в отношении молодых интернет-площадок. Попадание под этот фильтр усложняет продвижение нового ресурса, так как ведет к непопаданию ВЧ и СЧ запросов в ТОП-10. При этом по низкочастотным ключевикам сайт может стабильно находиться в ТОП-10.
Снять данный фильтр сразу невозможно. Возможно лишь ускорить его снятие путем постоянного развития ресурса, наполнения его новым и качественным контентом, наращивания качественной ссылочной массы и т.д.
Дополнительные результаты (Supplemental results)
Supplemental results – это страницы, которые не отображаются на страницах выдачи, а доступны лишь по ссылке в самом конце поиска.
В дополнительный индекс могут попасть те URL, которые поисковая система посчитала некачественными и малополезными. В результате на эти страницы перестает идти трафик.
Самые распространенные причины попадания страниц в Supplemental results:
- неуникальный контент и его дубли;
- дубли и заспамленность метаданных;
- небольшое число входящих ссылок на документ (внутренних и внешних).
Для предотвращения попадания страниц в дополнительную выдачу (особенно у молодых площадок) необходимо уделять особое внимание качеству оптимизации: наполнять страницы только качественным и уникальным текстовым контентом, устранить все дубли, проставить входящие ссылки.