Подпишитесь на уведомления и узнайте первыми об акциях.

Создать сайт бесплатно на сервисе готовых сайтов UMI

Нужно ли возвращать предоплату заказчику при расторжении договора?

Говорят, клиент всегда прав. Так ли это? На деле оказывается, что это утверждение не всегда верно. Бывают случаи, когда клиент неправ, исполнитель расторгает договор и не обязан возвращать предоплату. Такие ситуации могут возникнуть как у фрилансера на удаленке, так и у компании любого масштаба. Если вы планируете оказывать услуги специалиста или хотите создать сайт компании, то полезно будет изучить собственные права в работе с клиентами. Есть 3 случая, когда по закону предоплата не возвращается.

Нужно ли возвращать предоплату заказчику при расторжении договора?

1. Возникли расходы в процессе выполнения договора 

Заказчик в любой момент может отказаться от услуги, но перед этим он должен покрыть фактически понесенные расходы, возникшие в процессе выполнения договора. Например, клиент обратился к частному портному, заказал дорогой костюм из кашемира и внёс предоплату. Портной уже снял мерки, купил материалы, обрезал их так, как нужно для конкретного костюма и начал шить, но внезапно получил известие от клиента, что костюм больше не нужен. В этом случае исполнитель не только не должен возвращать предоплату, но и может потребовать доплатить за потраченные материалы и работу, если предоплаты не хватает на оплату этой части работы. Чтобы легче доказать свою правоту, стоит заранее вписать в договор подобный сценарий и обозначить, какие действия будут предприняты в случае отказа от заказа со стороны клиента. Впишите в договор перечень этапов вашей работы. Так будет проще доказывать, что вы уже сделали несколько этапов работы, прежде чем получили отказ от сделки. Сохраняйте чеки и платежки при закупке материалов для работы над заказами клиентов. 

Важные нюансы

  • Если сумма предоплаты превышает расходы, понесенные вами в процессе выполнения договора, то остаток нужно вернуть заказчику в течение 7 дней.

  • Оставить себе предоплату, аргументируя это упущенной выгодой, незаконно. Например, исполнитель оставил себе предоплату, объяснив это тем, что в этот день вместо отмененного заказа он мог поехать к другим клиентам и заработать там. За это полагается штраф. Такие ситуации законом трактуются, как предпринимательские риски, на которые исполнитель автоматически готов пойти в процессе своей деятельности.

2. Работу нельзя выполнить по вине клиента

Нередко возникают случаи, когда по вине клиента сделка обрывается на финальной стадии, и другие участники сделки несут потери. В некоторых ситуациях исполнитель может претендовать не только на сохранение предоплаты, но и на выплату полной стоимости услуги. Например, заказчик нанял риелтора для покупки квартиры. Риелтор проанализировал рынок недвижимости, отобрал подходящие варианты, подал заявления на получения ипотеки в банки, созвонился с продавцами и организовал просмотр квартиры, проверил подлинность всех документов и уже вывел сделку на стадию подписания договора, но заказчик не явился на сделку и куда-то пропал. Более того, заказчик подводил уже несколько раз, и по этой причине процесс покупки квартиры затянулся. В этом случае риэлтор вправе оставить предоплату у себя и требовать оплатить оставшуюся часть стоимости своих услуг, если предоплата ее не покрывает. 

Когда исполнитель может не возвращать заказчику предоплату

Важный нюанс

  • Подписание договора может сорваться без вины исполнителя и заказчика, из-за форс-мажорных обстоятельств. Например, клиент нанял фотографа, заплатил предоплату и дал задание исполнителю найти хорошую студию для фотосессии. Фотограф оплатил аренду фотостудии, но заказчик из-за форс-мажора не смог приехать на студию, и деньги за аренду фотостудии «сгорели». В этом случае фотограф вправе требовать от клиента возмещение понесенных расходов (оплату за аренду студии), но предоплату должен вернуть заказчику. Обычно расходы возмещаются из предоплаты, а оставшаяся часть предоплаты (если она есть) возвращается клиенту.

3. Не предоплата, а задаток

Если вы заключаете договор с юридическим лицом, то в договоре можно оформить предоплату в качестве задатка. Задаток — денежная гарантия того, что сделка состоится. В случае предоплаты заказчик может потребовать деньги назад, в случае с задатком — нет. Задаток остается у исполнителя. В договоре нужно обязательно обозначить уплаченную сумму задатком, чтобы в случае разбирательств её не посчитали авансом или предоплатой. Если заказчик отказывается от сделки, то исполнитель на законных основаниях имеет право не отдавать задаток. 

Важный нюанс

  • Если от сделки отказывается исполнитель, то он обязан вернуть задаток заказчику в двойном объёме. 

8-800-5555-864

Бесплатно по РФ

+7 (495) 662-87-59

Для звонков из Москвы

+7 (812) 309-68-23

Для звонков из Санкт-Петербурга